Чтобы голос звучал красиво
Предлагаемый комплекс упражнений поможет сохранить свежесть и силу голоса, позволит добиться большей выносливости голосовых связок к повышенной речевой нагрузке. Но прежде чем начать заниматься, надо обратиться к отоларингологу и проверить состояние голосообразующего аппарата. Только в том случае, если все органы, принимающие участие в голосообразовании, здоровы, можно приступить к регулярным занятиям.
Наиболее частая причина плохого звучания – неправильное дыхание во время речи. Значит на это, прежде всего и надо обращать внимание. Дыхание в покое отличается от дыхания во время частотой и продолжительностью вдоха, выдоха, количеством вдыхаемого голоса. В зависимости от того, какие отделы легких принимают наиболее активное участие в акте дыхания, различают верхнее -, средне -, и нижнереберное дыхание.
Многие во время продолжительной речи (чтение доклада, лекции) поднимают плечи, напрягают грудную клетку, шейную мускулатуру. Это происходит непроизвольно, потому что не отработано нужное дыхание. При таком верхнее - и среднереберном дыхании голосовой аппарат работает с большим напряжением, человек с шумом вдыхает и выдыхает воздух.
Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижереберном дыхании, в котором принимает активное участие диафрагма. Выполняя упражнения, способствующие выработке такого типа дыхания, особо е внимание обращайте на плавность, длительность выдоха. Каждое упражнение повторяйте 4-5 раз.
1. Лежа на спине, ноги вместе, левая рука под поясницей, правая на солнечном сплетении. На счет « раз- два- три» глубоко вздохнуть через нос, выпячивая при этом живот. Задержать дыхание на счет «четыре-пять». Медленно выдохнуть, протяжно произнося звуки «ссс» или «шшш», и втянуть живот.
2. Стоя, ноги вместе, спина прямая, плечи развернутые и слегка опущены. Вдохнуть через нос, имитируя вдыхание аромата цветов. Медленно выдыхать через рот, как бы руки струей выдыхаемого воздуха. Стараться удлинить продолжительность выдоха до 7-9 секунд.
3. Медленная ходьба: на 2 шага - вдох, на 2 шага - выдох. Не изменяя продолжительности вдоха, от занятия к занятию увеличить продолжительность выдоха на 4.6.8.10 шагов.
4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. Вздохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произнося каждый раз новую гласную «а», «о», «и», «у», «э». Довести продолжительность выдоха до 5-7 секунд.
5. Сидя, или стоя вдохнуть через нос, на две секунды задержать дыхание. Затем четко выговаривая: « Раз, два, три, четыре, пять»- с каждым словом делать короткий выдох. Снова вдохнуть и теперь уже с каждым словом сосчитать до десяти.
За счет верхних резонаторов голос приобретает звонкость, как говорят «полетность», за счет нижних - силу, мощь. Исправить глухое звучание голоса и использовать возможности верхних резонаторов помогут следующие упражнения:
1. Стоя или сидя, сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа или верхней губы.
2. Глубоко вдохнуть. Выдыхая произносить одно из следующих слов: « бимм» , «бомм». «донн», «домм». Протяжно произносите последнюю согласную, старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.
3. Глубоко вздохнуть. Выдыхая протяжно произносите слог, состоящий «м», «и». «н» с различными гласными момм, мимм, мамм, мумм, и т.д.
4. Глубоко вздохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко одно из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му - муу. мэ-мээ.
Выполняя упражнения для нижних резонаторов, гласные «а» «о» «у» старайтесь произносить как можно более низким голосом и протяжно, добиваясь ощущения ясно выпаженного резонирования в области грудной клетки.
1. Стоя, положите руку на грудь; зевнув с закрытым ртом, зафиксируйте гортань в нижнем положении. На выдохе произносите звук «о» или «у», стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если это не удается сделать с помощью голоса, необходимо вызвать вибрацию легким постукиванием рукой в области грудины.
2. Стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить гласное «о», « у» длительно и протяжно. Тоже на выдохе произносить нараспев слова « ока, окно, олово, молоко, мука».
В голосообразование принимают участие губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть – артикуляционный аппарат. От того как четко , согласованно, быстро работает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция – залог хорошей дикции и звучания голоса. Занимайтесь перед зеркалом; следите за тем, чтобы в упражнении принимали только органы артикуляционного аппарата, а нос, лоб, глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно, плавно, без резких и быстрых переходов.
1. На счет «раз» опустите нижнюю челюсть примерно на два пальца, на счет « два, три, четыре, пять, шесть» удерживайте это положение. Закройте рот.
2. Опустите нижнюю челюсть, медленно двигайте челюстью вправо, влево.
3. Опустите нижнюю челюсть, медленно выдвигая ее вперед и так же возвращая ее в исходное положение.
Рот закрыт, зубы сомкнуты. На счет « раз» растянуть губы в сторону, обнажая зубы и как бы произносить звук «и». На счет «два, три» удерживать губы в этом положении. На счет « четыре, пять собрать губы трубочкой и вытянуть их вперед. На счет « шесть, семь» растянуть губы в сторону.
Выполняя эти упражнения вы приобретете, не только хорошее состояние голоса, снимите напряжение с уставших голосовых связок, но приобретете здоровое состояние всего голосового аппарата на долгие годы. А если у вас возникли какие то проблемы мо здоровьем, то и поправите здоровье.
И помните, что движения это и есть жизнь, и движения могут заменить любые лекарства.
И в заключении, лекция хорошо удается, от эмоционального состояния лектора. Если хорошее настроение, доброжелательное состояние души звуки проявляются четче, голосовой окрас речи более вибрационо звучит. Поэтому опытные лекторы перед лекцией наполняют себя состоянием внутреннего добра, внутреннего счастья. Особенно этим должны пользоваться дикторы.
http://zdravclub.ru